Низкое напряжение в бортовой сети с 8-ым генератором

Предупреждение: не стоит браться за какие-либо переделки, не представляя работу устройств. Предполагается, что мы имеем исправный автомобиль с т.з. электрики, в том числе обеспечен надежный контакт клемм АКБ, соединения «-» АКБ и кузова, «-» АКБ и двигателя. Для оценки напряжения используется цифровой мультиметр или стрелочный вольтметр. Измерение бортового напряжения производится на клеммах АКБ. Если напряжение на АКБ нормальное, а автомобильные приборы с функцией измерения напряжения или встроенный в комбинацию вольтметр показывают гораздо меньше, то надо искать где падение напряжения.

по теме: /была ссылка на статью «за рулем», но теперь она недоступна/

С самой покупки в конце 2004 года моя пятерка не отличалась склонностью к высокому бортовому напряжению. Вместе с ростом возраста машинки появлялись всякие доп. устройства, которые требовали электричества. Просто лечение с помощью «таблетки» генератора не помогало. Родной восьмерошный генератор в итоге заменил на Нивовский, 80 А. Он великолепно держал нагрузку, но напряжение оставалось низким. Обнаружил достаточное падение напряжения между кузовом и «-» клеммой АКБ (при нескольких мощных потребителях падения составляло 0,55 В). Виновником падения напряжения на переходе «-» АКБ —кузов был тонкий провод, после устранения (от «-» АКБ протащил 3 толстых провода к разным частям кузова) стало чуть лучше.Также отмечалась особенность небольшого снижения напряжения на 0,2..0,3 при возрастании оборотов двигателя по сравнению с ХХ с выключенными потребителями.

Но проблему низкого напряжения удалось решить почитав мануалы по машинам.
Ранее использовалась схема (на классику):

На Ниву:

Принцип работы современных регуляторов напряжения: при запуске ток протекает с + через контрольную лампу в комбинации в точку соединения дополнительных диодов и регулятора напряжения. После заводки появляется напряжение на дополнительных диодах, лампа гаснет. Раньше в генераторах устанавливались 6 диодов (силовых), сейчас 6 силовых и 3 дополнительных, напряжение с которых используется для работы контрольной лампы генератора и питания регулятора напряжения.

Современный регулятор напряжения для генератора на десятку

имеет три вывода (на фото регулятор от генераторов инжекторных машин, десятое семейство, 21214 видно в нем не хватает вывода Б, который раньше был). Дальний вывод в виде колечка — земля, средний выход на обмотку возбуждения и крайний к нам напряжение питания. Крайний вывод имеет лепесток для подключения внутреннего провода в генераторе от дополнительных диодов. Напряжение от этого же вывода подается на верхнюю щетку обмотки возбуждения, на нижнюю щетку коммутируется напряжение корпуса (близкое к нему). Таким образом через обмотку возбуждения протекает ток: от дополнительных диодов, через внутренний провод генератора, на клемму регулятора, верхняя щетка, с нее в обмотку возбуждения через кольцо, с обмотки возбуждения на нижнюю щетку, в регулятор напряжения, транзистор, масса а/м. Чем больше открыт регулятор, тем больше магнитное поле обмотки возбуждения, тем больше вырабатываемое напряжение. Кусок электрической схемы приобретает вид

Регулятор напряжения, регулирует напряжение, выдаваемое генератором. А теперь самое главное: напряжение с выходов дополнительных диодов является эталонным. И одновременно используется для питания обмотки возбуждения и работы регулятора. Если напряжение на входе регулятора больше 14 вольт, то ток через обмотку возбуждения не протекает, остаточная намагниченность уменьшается, напряжение вырабатываемое генератором уменьшается, пока на входе регулятора не будет меньше 14 вольт, дальше регулятор открывается, ток течет через обмотку  возбуждения и напряжение с генератора увеличивается.


Самая простая переделка типа «обманка» для поднятия напряжения в бортовой сети заключается в установке диода на ток 6-10 А в разрыв между выводом В таблетки и проводком, который к ней подходит. В результате на вывод В будет подаваться напряжение на 0.6 — 0, 7 В меньшее,  следовательно бортовое напряжение увеличится

Использована картинка с www.zr.ru


Таким образом регулятор снимая напряжение с дополнительных диодах не знает, что творится на выходе силовых диодов (вывод 30 генератора или В+). К тому же напряжение на входе регулятора является пульсирующим (сложение 3-х синусоид со сдвигом на 120 градусов) и не ниже напряжения поступающего от цепи контрольной лампы.

Когда на дополнительных диодах напряжение уменьшается в силу большого потребляемого тока РН, малых оборотов, а чаще из-за неисправности одного-двух диодов, то возможно подмигивание лампы заряда. Когда напряжение с дополнительных диодов вообще не поступает, то лампа будет гореть постоянно


Ниже схема, которую собрал себе. Работает полгода, полет нормальный!!! ;-)) Фактически это возврат к схеме,которая применялась раньше, с внешней таблеткой. В генераторе остается только щеточный узел, регулятор напряжения внешний трехуровневый 67.3702-01 для 8 гены или -02 для 10 гены. Напряжение сравнения берется с «+» АКБ, пройдя контакты реле, которые коммутируют + от АКБ на клемму + (В) регулятора напряжения при включении зажигания. (В оригинале у трехуровнего РН клемма + подключена к выводу В щеточного узла со вытекающими недостатками) Для обеспечения надежного контакта к общему выводу РН, имеющему отверстие для крепления в подкапотном пространстве дополнительно кинул провод от «-» клеммы АКБ. К входу Б регулятора дополнительно включен диод, который запитан от управляющего напряжения. Данное включение выполнено для исключения ситуации, когда на выходе Ш уже присутствует напряжение (замок зажигания -> контрольная лампа -> обмотка возбуждения -> клемма Ш регулятора), а на входе + (Б) напряжение отсутствует. Ситуация возникает при включении зажигания, когда реле еще не успело скоммутировать цепь АКБ -> вывод + (Б) регулятора напряжения. В данный момент в несколько миллисекунд к элементам регулятора напряжения прикладывается обратное напряжение, что есть нехорошо. При использовании диода такой ситуации не возникает, напряжения на регулятор напряжения подается сразу, после срабатывания электромагнитного реле диод запирается и не влияет на работу схемы. Также диод предохраняет регулятор напряжения в случае выхода электромагнитного реле из строя. Диод использовал на ток 3 А, кремниевый.
При выходе из строя реле или обрыве провода к нему будет наблюдаться гуляние напряжения и периодическое мигание лампочки заряда. Если не заменить реле сразу или не найти отвалившийся провод закончится сие плачевно — выходом из строя трехуровнего РН, сам убедился в этом когда вымыл под капотом из Керхера. Генератор заранее накрыл пакетом, но после заводки напряжение гуляло и мигала лампа зарядки. Думал что вода попала в генератор. Все оказалось проще — переломился проводок и выпал из колодки для реле.


Ссылки по теме:
Генератор 2108. схема